В этот черный день, ознаменовавшийся событием, о котором я не расскажу, подошла к концу моя первая учебная неделя. Наверно, пора рассказать о том, что я делаю, и о том, что я об этом думаю.
Начну с того, что у меня всего четыре предмета + японский. Это настолько меньше, чем было у меня в любой период обучения в Вышке, что совершенно непривычно. Учусь я каждый день по два часа, кроме среды (не учусь) и понедельника (учусь пять часов, из них три - японский).
Японский выбивается из однородности описания, потому что я взяла его как дополнительный предмет, у меня не хватило на него кредитов. То есть, я в неделю учусь на три часа больше, чем мои однокурсники.
Рассказ об однокурсниках я обещаю позднее, я все собираюсь с мыслями и ищу правильное настроение. А пока будет рассказ об учебе. И первое ключевое слово, которое стоит заметить - это "кредиты".
"Кредиты" - это то, чем Манчестерский университет принципиально отличается от Вышки (в дальнейшем я буду использовать слова "у нас" и "раньше", но, конечно, единственный универ, который я буду иметь в виду - это родная ВШЭ, я про другие места почти ничего не знаю). Итак, у нас в Вышке тоже были "кредиты", но за все четыре года обучения я их видела только в рейтингах. Видимо, они использовались для расчета учебной нагрузки в деканатах, при составлении списка курсов и т.д. Здесь кредитами распоряжается сам студент. Расскажу на своем примере, как именно.
В первом семестре (да, тут семестры, а не модули, еее) у меня 60 кредитов и руководство программы, скачанное с сайта факультета. В программе написано, что у меня в первом семестре будет два обязательных курса, каждый стоимостью 15 кредитов. Остальные кредиты остаются в моем свободном распоряжении. То есть, я могу их потратить на два курса по 15 кредитов или на один курс в 30 кредитов или на курс 15 кредитов и три курса по 5 кредитов... Соответственно, количество кредитов пропорционально сложности курса.
В целом, это не так уж сильно отличается от концепции "курсов по выбору" в Вышке. Принципиальное различие таково, что курсы по выбору я могу посещать на любом факультете. Главное - чтобы это шло мне на пользу (было в соответствии с моими диссертационными задумками) и укладывалось в кредитный лимит. Соответственно, в руководстве программы приведены краткие описания всех курсов направления социальной антропологии, и эти курсы по выбору структурированы в пять "направлений" (или "специализаций"), хотя не обязательно придерживаться какой-то конкретной специализации, это просто помогает некоторым студентам быстрее определиться. Также в программе перечислены рекомендуемые курсы других направлений Школы социальных наук (вкратце - в универе 4 факультета, внутри факультета школы, внутри них - направления), которые могут быть полезны для социальных антропологов. Но выбрать можно любой курс. Вообще.
Я считаю, что это здорово. То есть, ты изучаешь необходимый минимум, а остальное решаешь для себя сам. Диссертацию потом все равно по социальной антропологии писать, но ты сам решаешь, что ты будешь изучать, что для тебя наиболее полезно в рамках твоей темы. И что тебе более интересно))) В такой системе становится возможным существование, например, визуальных биологов: у нас на курсе есть молодой человек по имени Алехандро, у него бакалаврская степень по биологии, но он решил получать магистерскую в области визуальной антропологии. То есть, совершенно дикий и творческий микс.
Кстати, если кредитов не хватает, а курсов хочется много, то их можно просто посещать: по договоренности с лектором. Но оценки тебе не ставят, хотя в диплом запись делается, что ты курс прослушал.
Записываться на курсы относительно легко. По крайней мере, не нужно бегать по разным учебным частям, если хочешь посещать курсы на разных факультетах. Все делается через электронную систему: у меня есть аккаунт в университете, он дает мне почту, библиотеку, позволяет записываться на новые курсы, смотреть домашние задания, оценки и посещения на нынешних курсах... Удобно, но довольно сложно осваивать :)
Мои обязательные предметы называются:
- Key Approaches to Social Anthropology (Ключевые подходы к социальной антропологии)
- Ethnography Reading Seminar (Семинар по чтению этнографий...кажется)
Вообще они крутые. "Ключевые подходы" у нас по понедельникам, и я была очень впечатлена первой же лекцией. Нам надо было прочитать пару статей в рамках подготовки, я высказала свое мнение и получила задание готовить доклад на следующий понедельник (который через два дня). А чем я была впечатлена - так это той непринужденностью, с которой лектор решила на первой же лекции дать неподготовленной публике статью, проводящую аналогию между классиком антропологии Фрезером (Frazer) и пост-модернистами. Да, это магистратура, детка.
Я поясню: обычно, когда начинается теоретический курс, лектор сначала делает вводно-историческую часть, а затем продвигается "старого к новому". То есть, от древних греков к Хабермасу. Все так плавно, постепенно. А потом начинается мозговынос, кросс-парадигмальные сравнения и прочее. Здесь на первой же лекции нас поставили перед задачей сравнить древних греков с Хабермасом. Точнее, прочитать древних греков через Хабермаса (прочитать Фрезера через деконструкцию Дерриды). И это - для тех, кто про Фрезера до предыдущей недели никогда в жизни ничего не слышал. Я сделала по-хитрому и прочитала Фрезера через Фуко))))
Меня этот ход нашего лектора Карен Сайкс возмутил и восхитил, поэтому я уделила ему такое внимание.
Вообще я заметила интересное про постмодернизм. Я летом возмущалась друзьям, что у нас не хватает на политологии курса про теорию постмодернизма (элементы были, но они рассеяны по разным курсам). Здесь я поняла, что, наверно, в Вышке не хватает не только курса.
Это довольно сложно выразить... Я знаю, что прошла всего неделя, но те пары, на которых я была, - они были не про постмодернизм. Они были в постмодернизме. Даже любимые мной предметы Сергея Медведева, которые были про непосредственные проявления post-modernity в нашей жизни, мы скорее изучали как нечто внешнее по отношению к нам самим, к конкретным жизненным реалиям. И я не говорю о научной традиции постмодернизма. Это было что-то такое "новое", "сложное", "труднопонимаемое"... Единственный предмет, который был нам прочитан "внутри" постмодернизма - это политическая конфликтология Каширских. Кто учился в Вышке, тот поймет))))
В общем, здесь постмодернизм - это как-то так обыденно, что про него никто и не говорит. Но откроешь статью, заданную читать на сегодня - а там Фуко! Или Деррида! Или без фамилий, но текстуализация, деконструкция, "сети, вывернутые наизнанку" и т.д. То есть, современная социальная антропология развивается внутри традиции постмодерна уже больше 25 лет, и это совершенно привычная парадигма (насколько тут уместно это слово?). В России это все как-то так "чуждо". Я прямо теряюсь иногда. Потому что я что-то знаю, но не могу использовать, потому что для меня это тоже "чуждо". Я смотрю на примеры и у меня когнитивный диссонанс. Очень сложно привыкать))))
Тем временем пора бы сказать, какие курсы я выбрала на остаток своих кредитов. Это:
- Millenium Development Goals: Anthropology of International Development (Цели Тысячелетия: антропология международного развития)
- Social Theory and Cultural Identity (Социальная теория и культурная идентичность)
Первый курс - это социальная антропология))) Он практический. На первой же лекции я узнала очень много такого, чем занимаются социальные антропологи, о чем я бы никогда не догадалась сама. В общем, антропологи отвечают на вопрос "Почему люди делают то, что делают?". И если в первой половине 20 века антропологи ехали на Тробрианские острова изучать первобытных людей, то сейчас их деятельность настолько расширилась... Например, я только сегодня закончила читать книжку по этому курсу, в которой антрополог изучала механизмы составления международных соглашений ООН. На примере женского движения на Фиджи. В рамках традиции постмодернизма. Нет, неподготовленному уму это как-то очень тяжело воспринять. Мой вскипал несколько раз. О_О
Второй курс является обязательным для магистерской программы по социологии. То есть, я записалась на курс к социологам. В перерыве между парами один мальчик спросил меня, почему меня не было на их утренней лекции)))) Я ответила, что увы, я не с ними. Курс, будет сложный: нужно много читать. Но полезный. Потому что наши "антропологические" курсы предполагают знание социальной теории. А я знаю политическую теорию, которая лишь в некоторых местах пересекается с теорией социальной. То есть, от нас требуют читать книги, в которых не так много теоретических выкладок, но много примеров использования теоретических концептов, инструментов и т.д.
На лекции по социальной теории у меня снова случился культурный коллапс. Лектор избрал традиционный путь: "And now let's go back to basics. Let's go to Marx." (c) Да, он начал курс социальной теории с Маркса, Конта и Дюркгейма (в такой последовательности). И надо сказать, что про Маркса было необычно. Я все ждала, когда будет про пролетариат и революцию. Или хотя бы про формации. Так нет. Оказывается, британские соцологи думают, что самый значительный вклад Маркса в науку - это понятие социального класса + экономика (но без слов "базис" и "надстройка", со словами "classes underlined by economy" и т.д. нет разницы в смысле, есть разница в контексте!). Конечно, с этим можно соглашаться или нет, и вообще, я политолог, но. Оказавшись удаленной из академической среды, в которой я всегда слушала про Маркса, оказавшись лишенной приятных слуху слов, таких как "пролетариат" (ну действительно! Он говорил "workers"! Где эмоционально-политически окрашенное слово "пролетариат"?!), я восприняла его как совершенно другого теоретика. То есть, да. Мы настолько привязаны языку и контексту, что вырабатываем определенное отношение к тому или иному подходу полу- или неосознанно. Конечно, можно осознавать, что ты не любишь Бурдье, потому что мерзкие одногруппницы превратили его в академическую проститутку. А можно осознать, что недоверие к Марксу было полусознательным. И оно было вызвано клише и определенными устоявшимися комбинациями слов и фраз, всегда вызывавшими определенную реакцию вне зависимости от обстоятельств. Это, между прочим, лингвистический детерминизм и он очень активно используется в социальной антропологии, особенно блестяще - в том исследовании про Фиджи. У меня это сработало с Марксом.
А вообще да, ты можешь не осознавать, что находишься во власти огромного количества стереотипов, пока не окажешься вырванным из привычной среды, из контекста. Тогда все начинает вылезать наружу. Это очень странно осознавать, но я думаю, что факт осознания очень полезен.
За последнюю неделю я много думала и пришла к выводу, что сменить профиль деятельности было правильным решением. Я не только узнаю огромное количество совершенно новых вещей, я на многие привычные явления смогла взглянуть под новым углом. И я особенно довольна, что мой новый профиль - это именно антропология. Это наука, дающая поразительно широкий выбор направления научной деятельности (не говоря обо всем остальном).
На этом я пока закончу свой длинный монолог. Всех с 1 октября, ну а я всегда рада пообсуждать что-нибудь в комментах))) Тем более заснуть я все равно не смогу: под окном орут бухие перваки.
P.S. Я честно попыталась научиться вставлять шорткат, но у меня ничего не получилось((( поэтому тут будут простыни, увы!